Корзина
39 отзывов
Внимание! Постоянные новости об отправках нашим клиентам! Узнать больше
+79107923792
+78312153311
Запчасти на сельхозтехнику от компании К-Сервис

НА ПОРОГЕ 75-ЛЕТИЯ МАЗА

НА ПОРОГЕ 75-ЛЕТИЯ МАЗА

17.04.19

В начале большого пути

Минский автомобильный - на пороге своего 75-летия. Мы начинаем цикл материалов, посвященной этой исторической для коллектива предприятия и, без преувеличения, всей страны дате. И, конечно, вспомним тех людей, которые стояли у истоков создания и восстановления автомобилестроительного гиганта.

Великому архитектору, бывшему фронтовику, отстраивающему в послевоенное время нашу столицу -- Василию Ивановичу Шарапову -- 25 августа 2019 года исполнилось бы 103 года. С его именем связаны многие городские строительные структуры и объекты: центр города, жилые районы Волгоградской и Орловской улиц, микрорайоны Восток и Зеленый Луг, Белгосфилармония и Дворец водного спорта.

Фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны, в 1944 году Василий Шарапов прибыл в Минск, на партийную работу. С 1954 по 1969 годы был председателем Мингорисполкома, после – первый секретарь столичного горкома, с 1972 по 1989 годы – министр строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Вся история Минска - от послевоенной разрухи и до современных дней прошла перед его глазами. Он стал очевидцем и активным участником восстановления столицы, в том числе Минского автозавода…

Минск не так давно простился со своим великим строителем и руководителем (когда тому было за сто лет), но в редакции «Автозаводца» сохранились некоторые воспоминания Василия Ивановича, по сути, бесценный материал из истории нашей страны и Минского автозавода. В канун 75-летия МАЗа мы начинаем цикл материалов о заводе именно с первоисточников, созданных рукою Василия Ивановича. Ведь в них -- о том славном времени, когда возрождались и Республика Беларусь, и отечественное автомобилестроение. Читая эти воспоминания, невольно переносишься в ту эпоху…

Первые годы после войны

24 июня в боях восточнее Орши я был тяжело ранен и после шестимесячного лечения в полевых и стационарных госпиталях (последний в Куйбышеве) меня отправили по месту призыва - в Минский областной военкомат. В девятом часу утра 17 января 1945 года я вышел на хорошо знакомую с довоенных времен привокзальную площадь, увиденное потрясло… В дымке морозного утра перед моими глазами открылся заснеженный, мертвый город. Вокруг не было ни одного уцелевшего здания. Только Дом правительства одиноко возвышался на фоне сгоревших и разрушенных строений. С боями мне пришлось пройти много больших и малых городов, поселков и деревень, но, что я увидел здесь -- невозможно было даже представить.

Довоенный Минск я хорошо знал и часто бывал здесь, когда работал машинистом паровоза в депо Орши. Помню, что Минск тогда, как столица республики, развивался очень быстро. Был красивым, современным, благоустроенным городом, который постоянно застраивался хорошими, часто монументальными зданиями. Его жители отличались приветливостью и доброжелательностью.

На привокзальной площади никого не было, транспорт не работал, дойти до облвоенкомата на площади Свободы по заснеженному городу на протезе (под Оршей в бою потерял ногу) было трудновыполнимой задачей. Чуть поодаль, на улице Кирова, увидел двух возниц с лошадьми, запряженными в прогулочные сани. Попросил довезти.

Здесь обязательно нужно рассказать, как я в тот момент выглядел. Ведь все мое имущество пропало при переводах из одного госпиталя в другой. В последнем -- Куйбышевском госпитале - мне выдали непонятного цвета шинель и брюки польской армии, вместо гимнастерки – китель морского офицера. На ногах -- простые ботинки, на голове вместо форменной ушанки – огромная меховая шапка охотника-сибиряка, подарок. Все это украшали погоны капитана Советской Армии.

Хозяин саней долго молчал, не отвечая на мою просьбу, но после моего рассказа улыбнулся и предложил сесть.

На следующий день, в горкоме

«Давайте немного поработаем вместе, а затем будет видно», -- сказала секретарь горкома Мария Михайловна Островская, предложив должность аппаратчика – инструктора орготдела.

В моей зоне ответственности определили Сталинский район и расположенные в нем промышленные предприятия и другие организации, где имелись партийные структуры. В мои обязанности был включен вопрос ежедневного трудового участия населения в разборке разрушенных кварталов города и многое другое …

Моими учителями были опытные партийные работники. У них можно было многое узнать того, с чем я не встречался в своей практической деятельности. Это Василий Иванович Костарев, который приехал в освобожденный Минск из небольшого городка в Молотовской (Пермской) области, где работал первым секретарем горкома партии. Это и Рахиль Самуиловна Рутман (до войны работала секретарем Ворошиловского райкома в Минске, в войну - в аппарате ЦК в Казахстане).

Председателем исполкома горсовета депутатов трудящихся был Бударин Константин Иванович, избранный на эту должность в сентябре 1940 года (пришел с поста 1 секретаря Сталинского райкома партии). Его заместителями в 1944 году были Пущин Казимир Францевич (командирован партизанской бригадой в августе 1944-го), Кривошеев Иван Николаевич (депутат горсовета с 1040 года), Булат Борис Адамович, Герой Советского Союза, ответственный секретарь исполкома – Гайдук Ольга Борисовна. Председателем Сталинского райисполкома был Левин Хаим Борисович, Ворошиловского – Толочко Владимир Васильевич, Кагановичского – Шкадаревич Антон Данилович.

Им досталось практически полностью уничтоженное городское хозяйство. Не работал водопровод, канализация, были разрушены первая и вторая электростанции, городская телефонная станция, трамвайный и автобусный парки, большинство магазинов и почти весь многоэтажный жилой фонд.

Среди руководителей исполкомов городского и районного советов не было ни одного профессионального строителя-инженера или техника, и только отдел архитектуры был укомплектован архитекторами и техниками. Его возглавлял опытный архитектор Егоров Ю.А., проводивший работы по подготовке исходных данных для разрабатываемого генерального плана восстановления города. Он фактически и осуществил выбор объектов для разборки и восстановления Минска.

Уже в августе 1944 года почти 80% промышленных предприятий начали работать, не имея полного комплекта оборудования, значительная часть – в полуразрушенных цехах…

До войны, в 7 км от Минска по Могилевскому шоссе, в Красном Урочище располагалась танковая бригада. Используя оставшиеся ремонтные мастерские, немцы организовали там сначала ремонт, а затем и сборку военных автомобилей. После изгнания оккупантов на базе этих строений (три многоэтажных дома, три казармы и сборочный цех) был создан автосборочный завод.

Первыми машинами, выпущенными предприятием, были американские автомобили Форд и Шеврале, полученные по Ленд-лизу. Эта работа проводилась согласно постановлению ГКО от 9 августа 1944 года, в котором поручалось Наркомату «Средмаш» организовать здесь автосборочный завод с мощностью по выпуску 35 автомашин в сутки уже в четвертом квартале 1944 года.

Наркомсредмаш обязывался выполнить силами Средмашстроя необходимые работы по реконструкции и подготовки зданий для сборки грузовых автомобилей в сроки: сборочный цех первая очередь – декабрь 1944 года, вторая -- 1 квартал 1945 г, ремонтно-механический и инструментальный цехи – 1 квартал 1945, ремонт жилого фонда (25 тыс. кв. м.) – 4 квартал 1945 г.

Мероприятия предусматривали создание производственных мощностей по сборке автомобилей в 1 квартале 1945 г. - 50 машин в сутки, во 2-м – по 75 машин, в 3-м – по 100 машин в 4-м – по 150 машин. В 4-м квартале 1944 года Совнарком БССР и Средмашстрой обязывались направить заводу по 1000 человек, столько же – во 2-м квартале 1945 года.

Это была первая новая стройка послевоенного Минска

 

До этого речь шла только о разборке разрушенных зданий жилья и производственных помещений предприятий, о восстановлении всего, что можно было восстановить. К слову, каждый рабочий и служащий должен был отработать 30 часов в месяц на восстановительных работах, студенты – по 15. Вопросу возрождения Минска было придано всенародное значение.

Война внесли свои коррективы, резко изменив облик города. Нужно было строить современный Минск, для чего были приглашены ведущие зодчие страны: академики архитектуры: А.Г. Мордвинов, В.Н. Щусев, В.Н. Семенов…

8 октября 1944 года состоялся массовый воскресник, в нем участвовали свыше 30 тысяч минчан, им вручили 37 тысяч книжек «Участника восстановления Минска». В докладной записке обкома в ЦК значилось, что собрано более 1000 тонн металла, извлечено и очищено 1300000 кирпичей… За полгода, прошедшие после освобождения Минска, население столицы увеличилось почти на 30 тыс. человек.

Не было единого мнения о восстановлении Минска

Стоял вопрос: либо строить столицу на прежнем месте, либо искать для нее другую территорию, либо реконструировать с участием ведущих архитекторов страны. Архитектор И.Г. Лангбард (автор проекта Дома правительства, Оперного театра, Дома офицеров) предложил перенести университетский городок (от него остались лишь два полуразрушенных корпуса) на другую площадку и расширить площадь Ленина до ул. Бобруйской. (В то время идею Лангбарда не поддержали, о чем через много лет об этом очень пожалели). Управление архитектуры предложило разместить комплекс университетских и лабораторных корпусов, общежития и стадионы на землях совхоза Зеленый Луг (на месте нынешней Национальной библиотеки). Исполком горсовета не дал разрешение на строительство корпуса БГУ на пл. Ленина, но это не помогло. Корпус был построен по распоряжению Совмина, это привело к тому, что впоследствии общежития для студентов строились на улицах Октябрьской, Парковой (ныне проспект Победителей), учебный корпус -- на Красноармейской, а лабораторные корпуса были построены вообще за пределами города, в районе станции Щемыслица. Впоследствии площадь Ленина (Независимости) три раза перепланировалась и в конечном итоге перестала играть роль главной площади столицы. Всесоюзный закрытый конкурс, объявленный в 1945 году на разработку эскизного проекта застройки Минска, имел 11 вариантов и ни один не был принят…

В последней декаде апреля я познакомился с автосборочным заводом, расположенным в 7 км к югу от центра столицы…

(Читайте продолжение в следующем номере «Автозаводца»)

По воспоминаниям Василия ШАРАПОВА

подготовила Олеся МИХАЛЕНКО

Фото из архива Музея истории трудовой славы Минского автозавода

Предыдущие статьи