Сцепление МТЗ
Одним из основных рабочих механизмов многих машин специального назначения, в том числе МТЗ, является сцепление. Данный узел предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Последний механизм не является жёстким, так как в работе бывают моменты, когда узел нужно отключить, например, при запуске двигателя в холодное время года, чтобы не проворачивать стартер коробки передач. А также при плавном старте с места. Кроме того, при переключении передач приходиться останавливать вращение шестерён первичного вала в коробке передач.
Что представляет собой сцепление МТЗ
Узел тракторов МТЗ относится к разряду так называемых «сухих». Сцепление оснащено одним фрикционным диском и приводится в действие посредством пружинного механизма. Узел устанавливается непосредственно в корпус, соединяет двигатель с коробкой передач. Включение и выключение сцепления осуществляется посредством педали, расположенной в кабине.
Как работает сцепление МТЗ
Маховик двигателя и корзина сцепления жёстко скреплены между собой. При вращении маховика корпус корзины свободно вращается на втулке приводного вала. Между ними на шлицевом конце приводного вала находится ведомый фрикционный диск, который силой пружины прижимает нажимной диск корзины к фрикционным накладкам маховика, а через шлидовое соединение передает вращение приводного вала на КПП трактора МТЗ.
При воздействии на педаль выжимной подшипник давит на рычаги, которые, преодолевая давление пружин, отжимают нажимной диск от ведомого. Фрикционный диск снимается с муфты с маховиком и не передает крутящий момент на вал. При этом срабатывает так называемая брандеумке, которая замедляет вращение приводного вала, снижая скорость вращения шестерён в коробке передач.
Каким требованиям должно соответствовать сцепление МТЗ
Передача крутящего момента от двигателя трактора МТЗ на трансфрактор должна осуществляться без потери проскальзывания фрикционной муфты. Отключение передачи крутящего момента должно быть полным для качественного включения шестерён и длительного безаварийного срока службы коробки передач.
Обязательными требованиями к основным деталям сцепления МТЗ являются:
- отсутствие значительного износа фрикционных накладок
- не допускается наличие признаков коробления на фрикционном диске
- физические параметры пружин должны строго соответствовать требованиям технической документации
Помимо всего прочего, все элементы рабочего механизма сцепления и управления должны быть отрегулированы согласно требованиям правил эксплуатации трактора МТЗ.
Когда нужно менять сцепление МТЗ
Яркими признаками неисправностей в работе сцепления машин специального назначения являются:
- Муфту часто «ведёт» в сторону, то есть её диски проскальзывают друг через друга. В этом случае требуется срочно провести совмещение рабочих поверхностей. Нужно проверить манжеты вала как со стороны двигателя, так и со стороны коробки передач на наличие утечки смазочных материалов. Накладки необходимо обезжирить или полностью заменить.
- Ослаблены пружины. В большинстве случаев они не подлежат восстановлению, поэтому необходимо полностью заменить новым
- Отсутствие холостых ходов педали. В этом случае необходимо тщательно отрегулировать тяги педали.
- Муфта не выключает сцепление полностью, трансмиссия включается с трудом. В этом случае необходимо тщательно отрегулировать большую педаль сцепления.
- Фрикционный диск деформирован или получил значительные повреждения. В этом случае необходимо полностью заменить диск на новый и тщательного его отрегулировать.